ИОАНН III ВЕЛИКИЙ И СОФИЯ ПАЛЕОЛОГ — СОЗДАТЕЛИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
30 сентября 2020 года в издательстве «Звезды Гор» вышла книга «Иоанн III Великий и София Палеолог — создатели современной России». Это последняя работа Елены Алексеевны Тарасенко (1959–2019).
Данный труд — признание автора в любви и благодарность создателям могучего Государства Российского Первому Государю всея Руси Иоанну III и его супруге Великой Государыне всея Руси Софии Палеолог.
Книгу можно заказать по адресу: е-mail: lotatsv@mail.ru
Предлагаем вниманию читателей вступительную часть книги.
***
«Касаясь трех великих океанов, она лежит, раскинув города, покрыта сеткою меридианов, непобедима, широка, горда», — эти строки Константина Симонова знакомы каждому из нас с детства. Словно крылья гигантской бабочки, Россия распростерлась на бескрайних просторах Европы и Азии, одним крылом касаясь Балтийского моря, головой — Северного Ледовитого океана и другим крылом — Тихого океана. Но такой она была не всегда. Господин Великий Новгород, Киев, Владимир и, наконец, Москва передавали эстафету из рук в руки в длительном историческом процессе, пока вокруг Москвы не образовалось крупнейшее в мире государство, занимающее одну шестую часть суши. Продвижение России на Восток начал Новгородский князь Александр Невский, который стал родоначальником княжеской династии Московских государей.
Когда в середине XIII века внук Чингисхана предпринял набег на Русь, Александр Невский оказался перед сложнейшим геополитическом выбором: кого избрать в союзники — Запад или Восток. Дело в том, что Папа Римский, узнав о разорении Руси монголами, издал буллу о крестовом походе на Восток, объявив православных язычниками. Он создал специальные рыцарские ордена для завоевания русских княжеств и обращения их православного населения в католичество.
К тому времени на Руси фактически осталось два независимых княжества, не затронутых татаро-монгольским нашествием — Новгородское и Галицко-Волынское, во главе которых были две сильных личности, оба Рюриковичи — Александр Невский, Новгородский князь, и Даниил Галицкий, князь Галицко-Волынский. Папа Римский пообещал им обоим помощь, в том числе военную, для отражения монголов. Даниил Галицкий, кстати, сам внук Новгородского князя Мстислава, принял от Папы звание короля — этим помощь и ограничилась. В результате монгольские военачальники просто посмеялись над ним. Они обложили его данью и приказали срыть укрепления вокруг городов. В итоге через сто лет западно-русские земли стали легкой добычей польского короля Казимира. Их население фактически попало в рабство. К примеру, в городе Львове русские не имели права занимать государственные должности и имели право жить только в районе нынешней улицы Русской. Пока в сентябре 1939 года во Львов не вошла Красная Армия, местное украинское население (бывшие русские, ставшие униатами), не имели права ходить по тротуарам и ездить на общественном транспорте. На входе в городской парк висели оскорбительные таблички: «Собакам и украинцам вход воспрещен».
Гениальная интуиция Александра Невского подсказала ему обратить взгляд на Восток. Дело в том, что монголам нужны были только деньги, дань, они не преследовали за православную веру, оставляли свободной душу народа. А западный мир вгрызался в земли, возводил свои костелы и замки, подавлял местную культуру и веру. Достаточно посмотреть на пример латышей — они получили письменность лишь в XIX веке при русском владычестве, лишь на сорок лет раньше чукчей, затерянного в снегах маленького народа.
Сын Александра Невского Даниил Александрович стал первым Московским князем. Его сын Иван Данилович Калита, как сказано в исторической науке, начал собирать земли вокруг Москвы и получил от монголов ярлык на великое княжение. И тут происходит невероятное. Митрополит Петр объявляет о переносе русской митрополии из Владимира — красивейшего белокаменного города — в Москву, где к тому времени не было ни одного каменного здания. Иначе, как божественным промыслом, указывающим на грядущее возвышение Москвы, назвать это нельзя. Митрополит указал Ивану Калите построить каменный храм — Успенский собор — и завещал похоронить себя в нем.
При сыне Калиты Иване II никаких особых событий не произошло. Преемником митрополита Петра Московского стал митрополит Алексий, фактический правитель княжества при малолетнем Дмитрии, будущем победителе в Куликовской битве. Именно в это время на Руси просиял величайший святой — от Бога данный России Воевода Сергий Радонежский. Он благословил князя Дмитрия на битву с иноземным нашествием.
Темник Мамай, не являющийся потомком Чингисхана, захватил власть в Орде и собрал разношерстное войско, от польского короля Ягайло, генуэзских наемников до князя киевского (кстати, это было первое предательство Киевом Москвы).
В житии Преподобного Сергия сказано, что Сергий заверил князя в победе, направил с ним двух монахов, бывших бояр Пересвета и Ослябю, и во время самой битвы духовными очами видел происходящее. Он называл братии имена погибших воинов, их тут же отпевали. Сам князь Дмитрий во время сражения переоделся в одежду простого воина и растворился среди передового отряда. Его нашли после боя раненого, без сознания, но Дмитрий выжил. Кстати, Ягайло на битву не успел и, прослышав о победе Дмитрия Донского, бежал в Польшу без оглядки, хотя за ним никто не гнался, как отметили русские летописцы.
Значение победы в Куликовской битве для русской истории невозможно переоценить. Очень точно это выразил великий русский ученый Лев Николаевич Гумилев: «На Куликово поле пришли москвичи, серпуховчане, ростовчане, белозерцы, смоляне, муромляне и так далее, а ушли с него — русские».
Преподобный Сергий Радонежский, основатель русской духовной культуры, сумел вдохнуть такие силы в народ, что он вышел сам искать битвы со «зверем степи», преодолев страх перед татарином. И на завещании Дмитрия Донского, закрепляющем передачу власти от отца к сыну (чем устранилась угроза раскола княжества, междоусобной войны между братьями почившего князя за престол), стоит подпись Преподобного. Так Сергий открыл дорогу к установлению единоначалия на Руси, возможности формирования мощного государства.
Каков был наследник Дмитрия Донского князь Василий Дмитриевич, свидетельствует один интереснейший факт. В совсем юном возрасте (около 14 лет) он, находясь в заложниках в Орде, сумел бежать и добраться через южные земли до Литвы с небольшой группой верных людей. Юный князь Василий добился каким-то образом встречи с князем Витовтом и предложил себя в качестве жениха его дочери Софье. Невероятно, но Витовт принял это предложение и отправил Василия в Москву к отцу, снабдив всем необходимым. Именно при князе Василии Дмитриевиче в 1395 году, преследуя предавшего его союзника татарского князя Тохтамыша, в русские земли вторгся великий завоеватель Тамерлан. Его войска численностью несколько сот тысяч стояли уже недалеко от Москвы, но в последний момент произошло еще одно невероятное событие, как в случае с митрополитом Петром. Великий полководец, не потерпевший ни одного поражения, именуемый «рукой Бога», поворачивает свои войска на юг. Современники объяснили это вещим сном, в котором он увидел Матерь русского Бога. По пути Тамерлан сокрушает всех врагов, потенциально угрожающих Москве в ближайшие десятилетия. Так, турецкого султана, разгромившего в 1380 году сербского короля Лазаря, Тамерлан до конца жизни возит за собой в клетке (кстати, поражение Лазаря и утрату Косово сербы оплакивают до сих пор).
После Василия Дмитриевича московский стол занимает его сын Василий II и для княжества наступает очень тяжелое время. Междоусобные войны, ссоры между князьями-братьями разрывают и без того небольшое княжество на части. Князя Василия ослепляют, вместе с семьей держат в заключении, но ему все-таки удается вернуть себе власть. Казалось бы, Москве уже никогда не подняться. Но именно в это время жесточайшей смуты, фактически гражданской войны, на горизонте восходит звезда создателя современной России, первого Государя всея Руси Иоанна III Великого.